Версия сайта для слабовидящих
НАВИГАЦИЯ
Календарь
Выставка «Искусство портрета. Личность и эпоха. Из собрания Государственного Эрмитажа»

Уважаемые студенты и преподаватели! Приглашаем вас посетить выставку в Центре «Эрмитаж-Сибирь» (ул. Музейная, 4). Работа выставки продлится с 5 декабря 2020 по 28 августа 2021 года. Это второй проект Центра «Эрмитаж-Сибирь», созданного на базе Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и распахнувшего свои двери для посетителей в ноябре 2019 года.

Выставка, впервые представленная в Омске, включает 181 экспонат из восьми отделов Государственного Эрмитажа и представляет самые яркие страницы всемирной истории портрета во всем его видовом и жанровом многообразии – живопись, графику, скульптуру, фотографию, предметы археологии, нумизматики и декоративно-прикладного искусства. История портрета предстает в масштабной перспективе – от XX века до н. э. до XXI века, от алтайских масок и древнеегипетских статуй до работ современных художников.

Основная идея экспозиции – показать жанр портрета в историческом развитии: его истоки и функции, основные типы, язык портретных форм. Главная тема портрета – человек, поэтому в произведениях этого жанра находят выражение ключевые вопросы его бытия: место в обществе и мире, его роль в истории и в настоящем, представления о прекрасном и безобразном, отношение к божественному, героическому. Каждая эпоха порождала «историческую форму» портрета.

Экспозиция разделена на пять разделов, соответствующих основным культурно-историческим этапам:

  • Допортретный период и искусство Древнего Египта (XX век до н. э. – I в. н. э.);
  • Античная эпоха и раннее Средневековье. Искусство Древней Греции, Древнего Рима, юга России античного периода (VI век до н. э. – X век);
  • Искусство Западной Европы эпохи Возрождения (XI–XVII века);
  • Искусство Западной Европы, Востока и России Нового времени (XVIII–XIX века);
  • Новейшее время. Современное искусство (XXI век).

В пределах каждого раздела произведения разных стран экспонируются вместе. Такой подход дает возможность увидеть ведущие на данном этапе формы портрета, принятые на Западе и на Востоке, понять, что изменяется, а что остается неизменным, чем отличается видение человека в разных культурах.

Для выставки в Омске в Эрмитаже был отобран 181 экспонат из лучших коллекций произведений портретного жанра. Зрителю представится очень редкая возможность увидеть всемирно известные художественные памятники, которые очень редко покидают стены Эрмитажа: древнеегипетскую статую фараона Аменемхета III, портреты греческого философа Сократа и римского императора Филиппа Араба, уникальный фаюмский портрет, изображения иранского правителя Фатх-Али-шаха и китайских сановников, медали эпохи Возрождения, произведения выдающихся западноевропейских и русских художников Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Питера Пауля Рубенса, Александра Брюллова, скульптуры Жана-Антуана Гудона, фотопортрет афганской девочки, созданный нашим современником Стивом Мак-Карри и облетевший весь мир.

Коллекция Государственного Эрмитажа энциклопедически разнообразна – зритель сможет увидеть портреты в живописи, скульптуре, графике, нумизматике, прикладном искусстве, фотографии. Наконец, выставка показывает «историю в лицах», она доносит до зрителя образ времени в портретах выдающихся людей ушедших эпох и современности.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог «Искусство портрета. личность и эпоха» (СПб.: Изд-во «Славия», 2020. 239 с.: ил.).

Принято считать, что портрет зародился в XXV веке до н. э. в Месопотамии и Древнем Египте. Первоначально областью портрета была по преимуществу скульптура. Появление портретных изображений в Древнем Египте было обусловлено религиозными взглядами, верой в способность таких изображений порождать Двойника, а значит создавать аналогичную человеку сущность, которая не умирает вместе с ним, а продолжает жить до тех пор, пока изображение существует. Среди самых известных произведений древнеегипетского искусства, представленных на выставке, – статуя фараона Аменемхета III.

Античный портрет имел основополагающее значение для появления этого жанра в западноевропейском искусстве. В Древней Греции интерес к портретным формам проявился в разных видах искусства: в росписях ваз, мелкой пластике, в разработке типажей комедии и драмы. В надгробной скульптуре античные мастера использовали набор определенных «формул»: зрелый гражданин, скромная жена, героический воин. Принципиальное отличие греческого портрета заключалось в том, что в основе образа находился тип. Одним из главных направлений портрета стали статуи выдающихся людей. На экспозиции зритель может увидеть скульптурные портреты известных греческих интеллектуалов – философа Сократа, драматурга Менандра.

Другим направлением были изображения полководцев и правителей. Образ юного царя и завоевателя мира Александра Македонского оказал беспрецедентное влияние на эпоху эллинизма (III–I века до н. э.). Новый мужской идеал повторялся в лицах воинов, мужских персонажей и умерших, в вотивных италийских и этрусских головах. Сравнение с героями, богами и Александром легло в основу царского портрета, возникшего во второй половине IV – начале III века до н. э., с появлением потребности в изображениях правителей новых государств. В скульптуре, мелкой пластике, на монетах и резных камнях правитель изображался исполненным энергии, с атрибутами героев и богов.

В отличие от возвышенных портретных образов Греции, римский скульптурный портрет поражает натурализмом, стремлением передать индивидуальные черты. В противоположность греку, который видел человека как проявление типа (атлет, философ, полководец), римлянин подчеркивал его принадлежность к определенному роду. Великолепные портреты римских диктаторов и полководцев возникли в результате гармоничного слияния римского духа с формальным совершенством греческой скульптуры. Наивысшего развития римский портрет достиг в эпоху Империи. Широкое распространение получили портреты членов императорских семей, наследников и фаворитов. К подобным произведениям относится портрет Ливии, супруги императора Августа, изображение мальчика из семьи Юлиев-Клавдиев. Один из шедевров мирового искусства – мраморный бюст римского императора Филиппа Араба.

Блестящего расцвета портретный жанр достиг в XIV–XVI веках, в эпоху Возрождения. Гуманистическое мировоззрение – т. е. мировоззрение, признающее ценность человеческой личности – стало ведущим философским течением. Стремительное развитие нового стиля в искусстве, возрождающего идеалы античности, охватило разные виды западноевропейского искусства. Типичным примером ренессансного портрета в станковой живописи середины XVI столетия является мужской портрет кисти Джулио Кампи, внимание которого сосредоточено на модели, в то время как окружающие предметы призваны лишь подчеркнуть статус изображенного.

Следующий за эпохой Возрождения XVII век стал важной вехой в истории портрета – в этот период портрет окончательно оформился как жанр. В искусстве Европы выделились национальные школы портрета, появилось множество поджанров: групповой, погрудный, в рост, портрет-картина, портрет-аллегория, портрет парадный, бытовой, мифологический и исторический. С распространением техники гравюры картины стали копироваться, иконография персонажей утратила свою уникальность. Помимо живописной техники, важными художественными средствами в портрете стали динамическая композиция и жест, а также яркий или мерцающий свет – приемы, позволяющие усилить связь модели и зрителя.

Лучшими образцами портретной живописи Нового времени являются представленные на выставке работы выдающихся мастеров Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса. Питера Пауля Рубенса. Ван Дейк был создателем «большого стиля» в парадном портрете, его аристократизм и виртуозная живописная манера оказали влияние на творчество английских портретистов. Живой человеческий характер и яркий социальный типаж буржуа доносят до нас произведения Якоба Йорданса, еще одного выдающегося представителя фламандской школы портрета.

Искусство стран Западной Европы второй половины XVIII века было проникнуто духом Просвещения – так называлось философское течение, ключевой идеей которого была идея разума как главного критерия познания человека и общества. В это время создавались яркие образы мыслителей и ученых, как, например, мраморный бюст математика и физика Леонарда Эйлера.

Портрет нельзя считать лишь феноменом европейской культуры. В искусстве Ирана, Японии и Китая портрет не просто существовал, но был самостоятельным и важным жанром, и в силу исторических обстоятельств на некоторых этапах, например, в период раннего средневековья, был более оригинален, чем западноевропейский. Среди экспонатов выставки – «Портрет Фатх-Али-шаха» (Иран), «Портрет чиновника и его жены» (Китай) и гравюра «Куртизанка Хитомото из чайного дома Даймондзия со служанкой» (Япония).

Глубокое своеобразие отличает русский портрет. Последовательность его развития и новая концепция «человечности» оцениваются как значимый вклад во всеобщую историю искусства. На выставке можно увидеть произведения выдающихся мастеров жанра, живописцев Ивана Никитина, Ивана Аргунова, Николая Ге и других.

Дополняют экспозицию фотографии и графика, монеты и медали, изделия западноевропейского прикладного искусства.

На протяжении XX века портретный образ постепенно лишался своей ключевой характеристики – сходства с моделью. Находясь на периферии современных течений в традиционных видах искусства, человеческий образ оказался чрезвычайно востребован в фотографии и медийном пространстве. Искусство портрета XX века представлено произведениями живописи, скульптуры, а Новейшее время, современность – фотографиями признанного фотохудожника Стива Мак-Карри.

 

Вернуться